История создания

Арбитражный суд Забайкальского края: 
от истоков к новым страницам истории
 
В июне 2022 года Арбитражному суду Забайкальского края, как и всей российской арбитражной системе, исполняется 30 лет. Юбилейная дата этого органа государственной власти – хороший повод обратиться к истории, рассказать о периодах его становления, развитии и новых страницах истории.
История судебно-арбитражной системы  уходит вглубь истории отечественного права к коммерческим судам, которые разрешали споры при торговых сделках.
Упоминания об особых судах для торговых людей встречаются еще в документах Древней Руси. При Петре Первом в 1721 году был учреждён Главный магистрат, рассматривавший торговые дела, а при Николае Первом, в 1832 году - коммерческие суды. Необходимо отметить, что реформа коммерческих судов была проведена раньше, чем реформа судебной системы в целом. Если последняя относится к 1864 году, то система коммерческих судов появилась в 1832 году, после того как был издан императорский Указ о создании системы коммерческих судов и утвержден Устав торгового судопроизводства. А первый коммерческий суд появился еще раньше - в 1808 году, в Одессе, с него и началась новая история коммерческих судов дореволюционной России. В период с 1832 года по 1875 год коммерческие суды были созданы в Санкт-Петербурге, Москве, Архангельске, Новочеркасске, Таганроге, Тифлисе, Кишиневе и Варшаве.   
В Указе от 14 мая 1832 года о создании системы коммерческих судов устанавливалось, что: «К ведомству коммерческого суда принадлежат: 1) все споры и иски по торговым оборотам, по векселям, договорам и обязательствам, словесным и письменным, свойственным торговле, как между частными лицами всех состояний взаимно, так и по искам  государственных кредитных установлений на частные лица; 2) все дела о торговой несостоятельности, к какому бы званию не принадлежали лица, впадшие в оную, и хотя бы сии дела были сопряжены с несостоятельностью и в дворянском состоянии того лица». 
Как справедливо отмечает М.И. Клеандров в своей фундаментальной работе «Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее» (М., 2006), границы компетенции коммерческих судов, определенные этим Указом, близки к предмету деятельности сегодняшних арбитражных судов.   
Таким образом, дореволюционные коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности, по праву можно считать прообразом арбитражных судов. В одной из своих работ Вениамин Федорович Яковлев отмечал, что положительный дореволюционный опыт являлся одним из важных факторов создания самостоятельных арбитражных судов.   
Коммерческие суды действовали вплоть до 1917 года и были упразднены Декретом советской власти о суде № 1, а Декрет о суде № 2 содержал запрет на судебные иски между казенными учреждениями - все возникающие споры решались в административном порядке.
Однако новые экономические отношения в период нэпа потребовали введения соответствующих рычагов урегулирования хозяйственных споров. Новую историю арбитража принято вести с 21 сентября 1922 года, ВЦИК и СНК РСФСР утвердили Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями и создали первые арбитражные комиссии. Этим положением было предусмотрено, что имущественные споры между государственными предприятиями и учреждениями разрешаются Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны РСФСР, а на местах – арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях. Создание специальных органов для разрешения имущественных споров между организациями было связано с мероприятиями по укреплению законности, внедрению хозяйственного расчета в деятельности этих организаций в период осуществления новой экономической политики.
Постановлением Совета труда и обороны (далее – СТО) СССР 14 марта 1923 года утверждены Правила производства дел в арбитражных комиссиях. Из вышеуказанного Положения и этих правил усматривается, что по своему организационному построению арбитражные комиссии ближе стояли к административным органам, так как они состояли при исполнительно-распорядительных органах государства, состав комиссий назначался этими органами и эти же органы имели право отменять либо изменять решения арбитражных комиссий в порядке надзора. Однако по характеру своей деятельности арбитражные комиссии приравнивались к судебным органам и в отличие от общих судов рассматривались как специальные суды, созданные для разрешения имущественных споров между хозяйственными органами.
29 октября 1924 года были приняты «Основы судоустройства Союза Советских Социалистических Республик и союзных республик». В статье 22 Основ было указано, что: «Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями рассматриваются: а) Высшей арбитражной комиссией при СТО СССР, б) Высшими арбитражными комиссиями при ЭКОСО союзных республик, арбитражными комиссиями при СНК АССР, местными (областными, губернскими) арбитражными комиссиями, организуемыми при исполкомах областей и губерний».
В 1924 году была завершена организация системы арбитражных комиссий как специальных органов, созданных для рассмотрения имущественных споров между государственными и кооперативными предприятиями и организациями.
В начале 1930 года Правительством СССР проведён ряд мероприятий по укреплению хозяйственного расчёта на предприятиях и организациях, а также по повышению плановой и договорной дисциплины, что свидетельствовало о необходимости создания органов, отвечающих новым требованиям времени.
4 марта 1931 года ЦИК СССР и СНК СССР приняли постановление «Об упразднении государственных арбитражных комиссий» и 3 мая 1931 года утвердили «Положение о государственном арбитраже». Он учреждался «для разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями обобществлённого сектора в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчёта».
В 1931 году были разработаны и изданы «Правила рассмотрения и разрешения имущественных споров органами Государственного арбитража». Постановлением СНК СССР «О мерах укрепления работы органов Государственного арбитража» были значительно расширены его полномочия. 
Постановлением СНК СССР от 5 декабря 1939 года на государственный арбитраж было возложено и рассмотрение споров, возникающих при согласовании основных условий поставки товаров. 
Таким образом, к концу 30-х годов была завершена организация специальных органов, рассматривающих и разрешающих имущественные и преддоговорные споры между социалистическими организациями в направлении укрепления хозяйственного расчёта, договорной и плановой дисциплины, в направлении повышения качества договоров и полного соответствия их государственному плану.
Известно, что до 1937 года самостоятельного органа госарбитража на территории нашего региона не существовало. Рассмотрением хозяйственных споров до создания отдельного субъекта занимался Восточно-Сибирский краевой Государственный арбитраж. 
5 мая 1940 года решением исполкома Читинского областного Совета депутатов трудящихся был утвержден арбитр при Госарбитраже - Михаил Андреевич Ямышев, который через два года стал главным государственным арбитром при Читинском облисполкоме.
В последующие годы предпринимались неоднократные попытки модернизировать структуру и деятельность государственного арбитража, приспособить его к новым экономическим условиям и повысить роль арбитража в народном хозяйстве.
В 1960 году Совет Министров СССР отменил Положение о государственном арбитраже 1931 г. и утвердил новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.
До 1974 года нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а находились при исполнительных органах власти.
17 января 1974 года Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган и было утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. 
В 1977 году, с принятием новой Конституции СССР, Госарбитраж признается конституционным органом.
30 ноября 1979 года был принят Закон «О государственном арбитраже в СССР». На основании данного Закона Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 года утверждено Положение об органах государственного арбитража в РСФСР, согласно которому в РСФСР действуют Государственный арбитраж РСФСР, государственные арбитражи автономных республик, краев, областей, г. Москвы и Ленинграда.
Последний этап развития системы государственных арбитражей связан с утверждением Советом Министров СССР в 1988 году Положения о Государственном арбитраже СССР и Правил рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. В этом же году Совет Министров РСФСР принял Положение об органах государственного арбитража в РСФСР.
К концу 80-х гг. прошлого века разрешение споров между равными хозяйствующими субъектами прежними методами, применявшимися в условиях командно-административной системы, стало невозможным. Назрела необходимость создания новых судебных органов взамен государственных и ведомственных арбитражей.
Госарбитражи всех уровней и иные аналогичные органы в министерствах, государственных комитетах и ведомствах осуществляли свою деятельность до 1991 года. 
В 1990-е годы в России произошли крупнейшие экономические преобразования. В период перехода от основанной на государственной собственности централизованно управляемой экономики к экономике рыночной, основанной на частной собственности, стремительно развивалось новое экономическое законодательство, гражданское и публичное право.
Появилась новая законодательная база – приняты Законы РСФСР от 24.12.1990 «О собственности в РСФСР», от 25.12.1990 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», от 02.12.1990 «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности» и другие. 
Переход к новой экономической модели и формирование рыночных отношений, основанных на законе и договоре, вызвали объективную необходимость в создании независимой судебной системы, приспособленной для рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами. 
В 1991–1992 годы в Советском Союзе, а после его распада – в России и других государствах, образовавшихся на базе союзных республик, были созданы суды для разрешения коммерческих споров, которые получили наименование арбитражных (хозяйственных, экономических). 
17 мая 1991 года Верховный Совет СССР принял Законы «О Высшем Арбитражном Суде СССР» и «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР». 4 июля этого же года принят Закон РСФСР «Об арбитражном суде», который стал действовать с 1 октября 1991 года. Этот закон стал правовой основой для формирования системы арбитражных судов.
Задачи судебной реформы в Российской Федерации изначально были определены Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года № 1801-1 «О концепции судебной реформы в РСФСР». В концепции обусловлена объективная необходимость преобразования государственных арбитражей в органы правосудия и их параллельного функционирования с общей судебной системой.
 Главной задачей судебной реформы явилось утверждение судебной власти в государственном механизме, как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Концепция правовой реформы имела историческое и фундаментальное значение для российской судебной системы. В ней были отражены прогрессивные идеи, основанные на практике отечественного осуществления правосудия с учетом зарубежного опыта.
Преобразование органов государственного и ведомственного арбитража в систему арбитражных судов, являющихся самостоятельным звеном судебной власти, потребовало принятия нового кодифицированного нормативного акта, регламентирующего основные положения арбитражного процесса. 5 марта 1992 года Верховный Совет РФ принял первый Арбитражный процессуальный кодекс РФ, который вступил в силу с 15 апреля 1992 года.
26 июня 1992 года был принят Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации».
Именно судебная реформа, начатая в 1991 году, стала основой для создания Читинского областного арбитражного суда. Началом отсчета для суда является Постановление Верховного Совета Российской Федерации № 2979-1 от 11 июня 1992 года «Об избрании Читинского областного арбитражного суда». Данным документом были назначены первые судьи Читинского областного Арбитражного суда: Миронова Валентина Ивановна – заместитель председателя – председатель коллегии, Черенкова Татьяна Германовна – председатель коллегии, Ничеухина Надежда Андреевна, Олейник Валентина Федоровна, Стремецкая Татьяна Федоровна, Шеретеко Нина Юрьевна, Виноградская Наталья Федоровна, Сизикова Светлана Матвеевна. Немногим ранее, 2 апреля 1992 года, председателем суда назначена Набатникова Валентина Георгиевна. 
16 июня 1992 года председателем суда был издан приказ № 1: «На основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 08.06.92 г. считать государственный арбитраж Читинской области преобразованным в Читинский областной арбитражный суд с 08.06.1992 г». 
Приказом № 2 утверждена структура арбитражного суда:- руководство суда; - коллегия по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу; - коллегия по разрешению споров, возникающих в сфере управления, и по разрешению дел по экономическим спорам; - арбитражные судьи; - управление делами – секретариат; - бухгалтерия; - хозяйственная часть. Также было утверждено первое штатное расписание суда, изданы приказы о назначенных судьях, приняты на работу первые специалисты.
На основании статьи 12 Закона РСФСР «Об арбитражном суде» 8 сентября 1992 года в суде была создана кассационная инстанция в составе судей Мироновой В.Г. (председатель коллегии), Сизиковой С.М., Стремецкой Т.Ф., Виноградской Н.Ф., Ничеухиной Н.А. 
В этом же году издан ряд приказов о перераспределении обязанностей работников, закреплении за судьями специалистов, конкретизации категорий споров, рассматриваемых каждым судьей.
 В 1992 году коллегию по рассмотрению экономических споров и споров в сфере управления возглавляла председатель коллегии Черенкова Т.Г. 
В 1992 году в суде работало десять судей во главе с председателем суда, восемь государственных служащих и шесть работников, занимающих должности, не отнесенные к государственной гражданской службе, всего 25 человек.
В 1995 году в связи с принятием нового конституционного закона об арбитражных судах Читинский областной арбитражный суд был переименован в Арбитражный суд Читинской области. Состав суда изменился, штат увеличился. 
С начала образования суда и до 1998 года работу суда возглавляла Набатникова В.Г., работавшая до преобразования органов Госарбитража в арбитражные суды главным государственным арбитром Читинской области и многое сделавшая для становления молодого института экономического правосудия.
Указом Президента Российской Федерации от 01.06.1998 № 635 председателем Арбитражного суда Читинской области была назначена Зинаида Григорьевна Бессонова.
В 2001 году в Арбитражном суде Читинской области в соответствии с Регламентом арбитражных судов Российской Федерации были созданы коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских правоотношений (в ее рамках функционировал состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве), и коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В суде также действовала апелляционная инстанция, рассматривавшая жалобы на судебные акты, не вступившие в законную силу.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 № 56 «О начале деятельности Четвертого арбитражного апелляционного суда» с 8 декабря 2006 года начал свою деятельность Четвертый арбитражный апелляционный суд, вследствие чего апелляционная инстанция в Арбитражном суде Читинской области прекратила свое функционирование.
В 2009 году в связи с объединением Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа и образованием в составе Российской Федерации нового субъекта – Забайкальского края, был упразднен Арбитражный суд Читинской области и в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 № 6-ФЗ создан Арбитражный суд Забайкальского края.
Неоценимый вклад в работу и развитие Арбитражного суда Читинской области и впоследствии Арбитражного суда Забайкальского края внесла председатель суда Зинаида Григорьевна Бессонова, возглавлявшая суд на протяжении 17 лет, с июня 1998 по июнь 2015 года. В настоящее время она находится в почетной отставке. В период ее руководства произошли наиболее значительные преобразования в работе суда. Оперативно решались задачи судебной реформы по обеспечению открытости и доступности судебной системы, в том числе с использованием информационных технологий. Подтверждением высокой оценки ее труда стали государственные награды и почетные звания «Заслуженный юрист Российской Федерации» и «Почётный работник судебной системы».
В период с 2015 по 2017 годы обязанности председателя суда исполнял Алексей Александрович Якимов (Указом Президента Российской Федерации от 02.01.2017 г. № 1 назначен заместителем председателя Арбитражного суда Центрального округа), а с 2017 по 2019 годы - Балдан Владимирович Цыцыков, являвшийся в указанный период заместителем председателя суда. 
В настоящее время Арбитражный суд Забайкальского края возглавляет Георгий Григорьевич Ячменёв, назначенный на эту должность Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2019 года № 540, кандидат юридических наук, судья первого квалификационного класса, имеющий большой опыт практической работы, в том числе в судебной системе (с сентября 2008 года по ноябрь 2019 года он являлся судьей, председателем судебного состава, заместителем председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда).
За 30 лет работы штат Арбитражного суда Забайкальского края значительно увеличился. В настоящее время в суде работают две судебные коллегии (по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений), состоящие из пяти судебных составов. Штатная численность составляет 124 человека, из которых 32 - судьи. Количество рассматриваемых споров с начала образования арбитражного суда увеличилось в восемь раз. 
Президиум Арбитражного суда Забайкальского края действует в составе председателя суда – Ячменёва Г.Г., его заместителя – Герценштейн О.В., председателей судебных составов – Артемьевой А.А., Поповой И.П., Архипенко Т.В., Переваловой Е.А., Новиченко О.В.
В суде пять судей имеют учёные степени кандидатов наук (Ячменёв Г.Г., Герценштейн О.В., Новиченко О.В., Леонтьев И.В., Решетникова Е.В.).
Оценивая пройденный путь, есть все основания сказать о том, что прошедшие десятилетия – это время наиболее динамичного  и плодотворного развития Арбитражного суда Забайкальского края по всем основным направлениям его деятельности. 
Тридцать лет суд находится в процессе постоянного саморазвития, оперативно реагируя на изменения в законодательстве, соответствуя актуальной экономической ситуации и запросам общества. Многое уже сделано для развития и укрепления авторитета арбитражных судов. Ещё больше предстоит сделать. Впереди – новые планы, интересные события, а также идеи и проекты, которые будут реализовываться совместными усилиями всего коллектива суда, добросовестного, ответственного и компетентного, труд которого обеспечивает качественное правосудие, укрепляет авторитет региональной судебной системы в целом.
 
 
Заместитель председателя
 
Арбитражного суда Забайкальского края
 
Перевалова Елена Александровна